Разделы
Публикации
Популярные
Новые
Главная » Конструирование любительских телевизоров

1 ... 5 6 7 8 9 10 11 ... 13

Глава II.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОНТАЖ

Выбрав блок-схему телевизора и его отдельные узлы, можно приступить к его конструктивному оформлению. Высококачественная устойчивая работа телевизора может быть достигнута лишь при тщательной отработке его конструкции.

В конструировании телевизора (Главенствующую ролБ играет правильная общая компоновка, т. е. взаимное размещение и надежное крепление узлов и деталей. В свою Очередь, при компоновке нужно учитывать, что телевизор будет находиться в жилом помещении и должен гармонировать с остальными предметами. Поэтому одним из основных принципов компоновки должен быть красивый внешний вид телевизора.

Однако, взяв за основу принцип художественного оформления конструируемого телевизора, не следует з-а-бывать также и о том, что он должен обладать высокой механической прочностью, быть удобным в экоплуата--ции, а также при налаживании и ремонте.

Принимая во внимание изложенные выше соображения, конструирование телевизора наиболее удобно вести в следующем порядке:

1. Общее определение внешнего вида телевизора.

2. Подбор деталей по выбранной принципиальной схеме и их испытание.

3. Компоновка узлов и деталей. Определение размеров и конфигурации шасси.

4. Изготовление шасси.

5. Монтаж телевизора.

При постройке телевизора по опубликованным описаниям и схемам рекомендуется точно следовать этим описаниям.

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА ТЕЛЕВИЗОРА

Необходимость в определенном расположении кинескопа в корпусе телевизора резко ограничиваетвозмож-ности его внешнего оформления. Еще недавно, когда в телевизорах применялись кинескопы с круглым экраном сравнительно небольших размеров (диаметром от 18 до 31 см), промышленные и любительские телевизоры выглядели так, как это показано на рис. 97. Кинескоп устанавливался над шасси, а громкоговорители - сбоку или под кинескопом.


Рис. 97. Старые конструкции телевизоров

Для телевизоров с прямоугольными кинескопами размером по диагонали 35 см и выше были разработаны другие конструкции, сочетающие изящный и порой очень необычный внешний вид с малыми размерами корпуса, лицевая панель и внутренний объем которого используются почти полностью. При создании таких конструкций зачастую приходилось отказываться от привычного коробчатого шаюсп, применяемого в приемниках.

Современные телевизоры конструируются как на-




Рис. 98. Современные конструкции настольных телевизоров

СТОЛЬНОГО, так и напольного-типа. Некоторые конструкции внешнего оформления промышленных настольных телевизоров показаны на рис. 98, а напольных-на рис. 99. Как видно ,из этих рисунков, различные конструкции настольных телевизоров во многом повторяют друг друга. Большую часть или всю площадь их передней панели занимает кинескоп.

Иногда для уменьшения высоты корпуса телевизора громкоговорители (громкоговоритель) при располо,же-. НИИ их снизу кинескопа ставятся наклонно или даже вниз диффузором. Часто громкоговорители располагаются на боковых стенках корпуса. Недостатком такой установки громкоговорителей является некотор'ое ухуд- шение качества воспроизведения звука и несовпадение источника звучания с изображением. Однако эти недостатки слабо заметны и ими можно пренебречь.

Большинство ручек управления сосредоточено на правой или верхней стенке и на переднюю панель выносится их минимальное количество (причем для того,



Рнс. 99. Современные конструкции консольных (напольных)

телевизоров

чтобы ручки занимали на передней панели меньше места, они сдваиваются). В некоторых конструкциях ручки на передней панели отсутствуют совсем. Любительские конструкции корпусов .настольных телевизоров в основном не отличаются от промышленных,

Напольные телевизоры имеют большой объем корпуса, и поэтому компоновка их в значительной мере облегчается. В этих телевизорах громкоговорители и органы управления могут быть размещены на передней панели.

ПОДБОР И ИСПЫТАНИЕ ДЕТАЛЕЙ

Подбор деталей для телевизора нужно начинать сразу после окончания его проектирования или выбора схемы с таким расчетом, чтобы начать компоновку, имея полный комплект деталей. Это значительно облегчит наиболее трудную и важную работу в конструировании -

603994758�09



процесс компоновки. Имея в виду, что значительное количество деталей нужно разместить на сравнительно небольшой площади шасси, желательно (если это представляется возможным) подбирать такие детали, которые имеют наименьшие размеры. В первую очередь это замечание относится к тем деталям, которых в телевизоре имеется наибольшее количество, а именно: к кондш-саторам и резисторам.

При расчете мощностей рассеивания резисторов и рабочих напряжений конденсаторов во время проектирования не следует завышать эти параметры деталей. Резисторы большой мощности и конденсаторы на большое рабочее напряжение имеют увеличенные геометрические размеры. Использование подобных деталей без действительной нужды может привести к чрезмерной скученности монтажа или невозможности размещения деталей при компоновке. Ориентировочные значения необходимых рабочих напряжений конденсаторов в той или иной цепи, телевизора указаны в табл. 18.

Таблица 18

Место конденсатора в схеме

Конденсатор развязки в анодно-эк-ранных цепях усилителя ПЧ

Конденсаторы в цепях- катодов ламп

УВЧ и УПЧ Электролитические конденсаторы в катодных цепях ламп видеоусилителя

н УНЧ

Цепи управляющих сеток и АРУ Конденсаторы развязывающих цепей

в экранных сетках видеоусилителя

и УНЧ

Конденсатор обратной связи по яита-иию в цепи демпферной лампы

Переходные конденсаторы

Зарядные конденсаторы генераторов строк и кадров

Рабочее напряжение конденсатора, в

150-250 (в зависимости от анодного напряжения)

60-,! 00 (в зависимости от напряжения смещения)

60-<100-

200-300

400-750 250-500

Выше указывалось, что наготовить некоторые детали телевизора в любительских условиях очень трудно. Поэтому рекомендуется приобретать и применять в

любительских телевизорах следующие стандартизованные (так называемые унифицированные) детали:

1. Переключатель телевизионных каяалов (ПТК).

2. Выходной строчный автотрансформатор (ТВС).

3. Отклоняющую систему (ОС).

4. Трансформатор блокинг-генератора кадров (ТВК, ТБК-М).

5. Выходной трансформатор кадровой развертки (ТВК) и неунифицированные детали - выходной трансформатор усилителя НЧ, силовой трансформатор, дроссели фильтра.

В любительском телевизоре можно использовать также контуры и корректирующие дроссели промышленных телевизоров, если они подходят по своим данным (контуры - по резонансной частоте, а корректирующие дроссели - по индуктивности).

Приобретенные детали перед установкой в телевизор обязательно нужно проверить. В противном случае можно затратить мното лишнего времени при налаживании телевизора. При отсутствии специальных измерительных приборов проверку можно произвести при помощи авометра ТТ-1, Ц-20 или аналогичных.

Резисторы проверяются на соответствие величины сопротивления, указанной на корпусе, номинальному значению, конденсаторы - на исправность (отсутствие пробоя). В трансформаторах, контурных катушках и дросселях проверяется отсутствие обрывов в обмотках и замыканий между различными обмотками. Лампы проверяются при помощи испытателя ламп.

Все остальные детали, используемые при монтаже, как-то: ламповые панели, монтажные планки и стойки, различный крепежный материал и пр., должны быть также проверены на механическую прочность и надежность электрических соединений. В ламповых панелях следует обратить особое внимание на наличие хорошего контакта между лепестками панели и ножками вставленной лампы.

КОМПОНОВКА

Основным самым длительным и трудоемким процессом при постройке телевизора является компоновка, при которой нужно решить целый комплекс вопросов, а



именно: конфигурацию шасси, на которой возмож)10 наилучшее размещение и крепление деталей, механическую прочность и жесткость конструкции, оптимальный тепловой режим, удобство эксплуатации, налаживания и ремонта. Правильное решение всех этих вопросов можно найти лишь при творческом подходе к конструированию.

, Конфигурация шасси и размещение на нем деталей и узлов должны быть такими, чтобы свести до минимума паразитные связи между близко расположенными деталями и соединительными проводниками. Эти связи, возникающие при неудачном расположении деталей и проводников, могут привести к тому, что телевизор будет работать неустойчиво. Особенно тщательно нужно отнестись к размещению деталей усилителя ВЧ и ПЧ сигналов изображения и звукового сопровождения. Нерациональная компоновка этих узлов может привести к неустранимому самовозбуждению усилителей.

Вопросы уменьшения паразитных связей между различными узлами телевизора требуют конкретных решений в каждом отдельном случае. Здесь можно дать лишь некоторые общие указания, которые нужно учитывать при компоновке любого узла:

1. Соединительные проводники должны быть возможно более короткими. Желательно использовать вместо соединительных проводников выводы деталей.

2. Соединительные провод1Ники анодных сеточ,ных цепей не должны идти параллельно. Необходимо разносить эти проводники возмож1но дальше друг от друга.

3. Открытые (иеэкрапированные) контурные катушки, находящиеся на близком расстоянии друг от друга, следует располагать так, чтобы их витки находились перпендикулярно или под углом, близким к 90°.

Для уменьшения опасности самовозбуждения вследствие паразитных связей в усилителях ВЧ и ПЧ сигналов изображения и звукового сопровождения их компоновку (кроме указаний, данных выше) следует вести, руководствуясь следующими соображениями:

1. Лампы усилителя располагать одну за другой по прямой линии на отдельном небольшом блоке, который затем устанавливается на общем шасси телевизора ( линейка ПЧ ).

2. Детали, соединительные провода и точки зазем-

ления цепей анода и управляющей сетки двух ламп, соседних по схеме, размещать только в промежутках между лампами (рис. 100), по возможности ближе к продольной осевой линии. Детали, провода и точки заземления, относящиеся к экранирующей сетке и катоду той или иной лампы, размещать по возможности ближе к поперечной оси лампы.

.Поперечные оси


Продольная

Рис. liftO. Размещение деталей в усилителе ПЧ: Л], Л^, Лз-панельки лампы УПЧ; /, 2, 3 - районы размещения и присоединения к корпусу деталей экранной сетки и катода ламп Л Л2, -Ih соответственно; /-2-район размещения и присоединения к корпусу деталей, относящихся к аноду Л, и управляющей сетке Лг; 2-3-район размещения и присоединения к корпусу деталей, относящихся к аноду Л2 и управляющей сетке Л^

3. Располагать лампы и детали возможно ближе друг к другу, чтобы уменьшить длину соединительных проводников до предела.

4. Развязывающие и шунтирующие конденсаторы в цепях анодов, эк;ранирующих сеток,и катодов ламп размещать так, чтобы их можно было крепить непосредственно за выводы.

Большое значение для рационального размещения деталей имеет положение ламповых панелей, Лепестки панели должны быть правильно ориентированы относительно деталей, принадлежащих к этому каскаду, а также соседних панелей. Другими словами, панели должны быть установлены так, чтобы размещение их лепестков, соответствующих определенным электродам




л аноду ./(управл сета

лампы, позволяло наиболее оптимально расположить детали, подключаемые к этим лепесткам. Несоблюдение правильной ориентировки панелей приведет к недопустимому увеличению паразитных связей ввиду того, что проводники, относящиеся к различным цепям лампы, будут удлинены и сближены.

При использовании в усилителе ПЧ сильно связанных контуров следует иметь в виду, что начала и концы катушек с намот- Н * выпрямителя кой в два провода должны .л шасси или ЙРУ быть присоединены к опре-делецным точкам схемы (рис. 101).

f Во избежание различ-

ных на водок, могущих ухудшить качество изображе-Рис. 101 Присоединение концов ния и звукового сопровож-контура, намотанного в два про-

зода - дения, следует относить

узлы разверток по возможности дальше от каскадов детекторов изображения и звукового сопровождения, видеоусилителя и усилителя НЧ. В некоторых телевизорах для разнесения указанных выше узлов приемники телевизора и узлы разверток размещаются на двух отдельных щасси, которые расположены по обеим сторонам горловины кинескопа (рис. 102, а), или горизонтально - одно шасси над другим, в два этажа (рис. 102,6). Однако эти конструкции шасси требуют сложных механических соединений, поэтому они неудобны для любительского изготовления, но промышленные щасси такого вида вполне можно применять в любительских телевизорах.

При компоновке необходимо не забываТь об удобстве налаживания телевизора, а также последующей эксплуатации и его ремонте. Поэтому при размещении деталей нужно:

- все детали, подлежащие настройке или подбору при налаживании, располагать в наиболее доступных местах шасси. Конструировать шасси так, чтобы производить налаживание телевизора, не прекращая наблюдения изображения на экране кинескопа (это особенно важно при насрройке телевизора без приборов),

- вести монтаж таким ,Шисси и образом, чтобы не закрывать деталями органы настройки при налаживании (карбонильные и феррито-вые сердечники, подстроеч-ные конденсаторы);

- располагать эксплуатационные ручки настройки телевизора в таком порядке, чтобы ими было наиболее удобно манипулировать. В зависимости от внешнего оформления телевизора расположение ручек может быть таким: на передней панели и правой боковой или верхней стенке корпуса - наиболее употребительные (ручки ПТК, регулировки контрастности, яркости, громкости, корректора четкости), на задней или левой боковой стенке корпуса - менее употребительные (ручки регулиров-Рис. 102. Расположение двух шас-

си по сторонам горловины кине-

ки частоты, линейности, , a .%a o,g e

размера строк и кадров, одного над другим -б; вертя-фокуоировки); кальиая конструкция шасси -в

- (Все лампы рашола-

гать таким образом, чтобы любую из них можно было сменить, не вынимая телевизора из корпуса. Кинескоп следует установить так, чтобы замену его можно было производить легко и быстро.

Рассмотрение различных конструкций шасси на--стольных телевизоров показывает, что всем перечисленным выше условиям наиболее удовлетворяет вертикальная конструкция шасси (рис. 102, е). Эта конструкция имеет также хорошую механическую жесткость и обеспечивает хороший температурный режим работы телевизора, К-оэффнциент использования передней панели и, внутреннего объема корпуса телевизора при такой конструкции шасси достаточно велик, а выполнение ее не-




сложно. Перечисленные достоинства позволяют отдать предпочтение при постройке любительских телевизоров вертикальному шасси перед другими.

1Кон,струкции каркасов для крепления вертикального шасси могут быть различными (рис. 103). Изображенная на рис. 103, б конструкция каркаса более удобна. Этот каркас состоит из горизонтальной и вертикаль-


Рис. 103, а, б - конструкции каркасов для крепления вертикального шасси: / - рама шасси; 2 - основание; 3 - подкосы; 4 -перекладины; 5 -боковые фигурные плании; 6 - шаоси узла строчной развертки; 7-отверстия для крепления деталей управления телевизором

НОЙ рам, сделанных из дюралюминиевых уголков. Горизонтальная рама для большей жесткости скреплена ио ширине дюралюминиевыми уголками .в том месте, где на нее устанавливается вертикальная рама. Вертикальная рама служит обрамлением для шасси, сделанного из листового дюралюминия толщиной 2-3 мм. Эта рама с прикрепленным к ней шасси крепится к горизонтальной раме при помощи фасонных планок из трехмиллиметрового листового дюралюминия. На более широких передних частях фасонных планок размещены органы управления телевизором.

Два варианта компоновок узлов телевизора на вертикальном шасси показаны на рис. 104.

При монтаже телевизора на описанных выше шасси очень трудно изменять схемы отдельных узлов, т. е. экспериментировать с телевизором. Но все радиолюбите-

L г 1

Ol J 1

1 Г

3 1

Рис, 1104. Расположение узлов телевизора на вертикальном шаоси: /-отклоняющая система; 2 -приемник сигналов изображения; 3 -приемник сигналов звукового сопровождения; 4 - узел синхронизации; 5 - узел вертикальной разверти; 6-узел горизонтальной развертки (на рис. ШЗ, б этот узел смонтирован на плате из текстолита, прикрепленной к основанию каркаса с задней стороны шаоси); 7 - выпрямитель; S -ПТК.

ли хотят иметь такую возможность! Замена отдельных узлов телевизора очень облегчится, если создать блочную конструкцию телевизора.

Такую конструкцию можно выполнить следующим образом. Отдельные узлы (блоки) телевизора монтируют на небольших шасси. Затем в листе толстого (3-4 мм) дюралюминия с размерами, позволяющими вставить его в корпус телевизора в вертикальном положении, прорезают отверстия для шасси, на которых смонтированы узлы. Основное шасси соединяется с корпусом телевизора при помощи петель. После того, как соединение сделано, откидывают основное шасси вниз или в сторону, прикрепляют к цгщ болтами шасси, на которых смонтированы узлы, и соединяют последние между собой.

Для того чтобы испытать узел, собранный по какой-либо другой схеме, его монтируют отдельно на шасси такой же формы и размеров, как у узла, установленного в телевизоре. Затем отпаивают старый узел, снимают его и закрепляют на этом месте новый.

При осуществлении блочной конструкции телевизора следует иметь в виду, что эксперименты с блоком питания проводятся весьма редко, а из-за тяжести его деталей (силового трансформатора, дросселей фильтра) откидывать основное шасси при размещении на нем



ll

In

i ]1



Рис. наго

деталей на

il05. Схема каскада амплитуд-селектора - а; распределеине

монтажной в, г

планке - б.

блока питания будет очень трудно. Поэтому монтировать блок питания следует на отдельном шасси, которое укрепляется в футляре телевизора постоянно.

Кроме того, чтобы откидыванию основного шасси не мешала горловина кинескопа, следует сделать отверстие^ через которое она проходит, достаточно широким. И, наконец, некоторые детали телевизора (строчный выходной автотран с ф о р м а-тор, выходные трансформаторы кадровой развертки и усилителя НЧ) желательно монтировать не на узловых шасси, а на специальных полочках, наглухо прикрепленных -к основному шасси.

Блочная конст-

рукция значительно облегчает не только экспериментирование с телевизором, но и налаживание его. Откидывающееся шасси можно делать не только при блочной, но и при постоянной конструкции.

Рекомендации по конструкции шасси, приведенные выше, отнюдь не означают, что радиолюбитель не должен искать других вариантов, так как вполне возможно, что по условиям выбранного внешнего оформления или же по каким-либо другим причинам описанные шасси окажутся неудобными для радиолюбителя.


готовка лепестка; б-разрез монтажной планки с вставленным лепестком; в-готовый лепесток; г монтажная планка с лепестками

Приступая к компоновке, необходимо вначале уяснить наивыгоднейшее расположение наиболее крупных деталей и ламповых панелей. В первую очередь нужно определить точное место отклоняющей системы, так как в дальнейшем перемещать ее почти не представится возможным. Выбрав наилучший вариант расположения крупных деталей, приступают к распределению мелких, причем на шасси можно сэкономить много места, если разместить часть этих деталей на монтажных планках. На этих планках следует располагать детали тех

узлов телевизора, в кото- р^. юе, Самодельные лепестки рых мало вероятно воз- для монтажных планок: а -за-никновение паразитных -

связей. Такими узлами являются узлы развертки, синхронизации и усилитель НЧ.

Компоновку планок нужно продумать так, чтобы затратить возможно меньшее количество пар контактных лепестков для монтажа определенного количества деталей. Это даст возможность уменьшить длину планки. На рис. 105, а прИ' ведена схема каскада амплитудного селекто* ра на пентоде и три варианта распределения деталей, входящих в эту схему, на монтажных планках. Как видно из рисунка, пер вый вариант - (рис. ,105,6) требует большой планки с двенадцатью парами контактных лепестков. При размещении деталей по второму ва-

г п

г

Рис. Ш. Способы крепления монтажных планок к шасси: / - шасси; 2-монтажная планка; 3-прокладка из изоляционного материала

90229�14



рианту (ipHc. 105,0) количество лар контактов сокращается до семи, а длина самой планки- примерно на одну треть. Еще большего уменьшения длины планки можно достичь, есд'И расположить конденсаторы на планке вертикально - на ребро (рис. 105,г).

Для того чтобы найти иаивыгоднейший вариант расположения деталей на монтаж1Ной илаике, рекомендуется сделать несколько эскизов на бумаге. После выполнения планки эскиз окончательного варианта не нужно уничтожать. Это облегчит нахождение деталей, которые почему-либо нужно заменить.

Контактные лепестки для монтажных планок .можно изготовить самому. На рис. 406 показано, как сделать лепестки из полосок белой жести.

Способы крепленйя монтажных планок к шасси показаны на рис. 107. Желательно крепить их вертикально для уменьшения занимаемой площади шаоси. При компоновке планок для такого крепления следует рассчитывать, чтобы провода к схеме шли по возможности от нижнего ряда лепестков планки.

Компоновать детали лучше всего на макете шасси, сделанном в натуральную величину из плотного картона. Вместо того чтобы раскладывать на шасси настоящие детали, что не совсем удобно, можно пользоваться их макетами, вырезанными из плотной бумаги в масштабе 1:1. Для того чтобы макеты деталей не сдвигались со своих мест, их прикалывают канцелярскими кнопками. Когда будет найдено наилучшее решение компоновки, местонахождение крупных деталей и ламповых панелей аккуратно размечается карандашом и размеченные площади под деталями вырезаются по контуру. По макету, подготовленному таким образом, очень легко можно разметить настоящее шасси. Можно рекомендовать также сделать из картона макет кинескопа в натуральную величину. Подчас , такой макет бывает очень ужен.

После окончания компоновки необходимо уточнить внешний вид и определить точные размеры корпуса телевизора. При уточнении внешнего вида нужно предусмотреть место для оформления экрана кинескопа (маски, защитного стекла)- Для кинескопов 47JlKliB, 47ЛК,2Б, 59JliKlB, 59ЛК2Б маска и защитное стекло не нужны, так как их передняя часть непосредственно

5)

вставляется в отверстие на передней панели корпуса. При иапользовании металло-стеклянного кинескопа нужно предусмотреть надежную изоляцию металлического конуса кинескопа, который находится под высоким напряжением.


Рис. iioe. Детали самодельной маски для кинескопа: а - заготовка маски; б - уголок

-Купить готовую маску для кинескопа довольно трудно. Ее можно сделать самому из прессшпана !или картона толщиной 1-1,5 ии. С этой целью из прессшпана или картона вырезаются заготовка маски (рис. 108, а) и четыре уголка (рис. 108,6) по размерам, указанным в табл. 19. , -

Таблща }9

Тип кинескопа

Размеры изображения, мм

Размеры заготовки, мм

Размеры уголков, мм

а

б

в

г

д

е

35ЛК2Б 43ЛК2Б и 43ЛКЗБ 53ЛК2Б

280X310

340X255 440X330

375 450

310 410

iI80

225 300

40 40

70 70



Заготовки разрезаются по углам примерно на две трети так, как это показано на рис. 108, а. От края разрезов картон аккуратно расщепляется ножом на глубину до 10 мм. После этого внутренние стороны заготовки выгибаются до тех пор, пока размер внутреннего отверстия в заготовке не будет соответствовать размеру изображения, указанному в табл. 19. В расщепленные места разрезов по углам заготовки вставляются уголки, предварительно изогнутые и смазанные клеем. Края уголков предварительно скащиваются на конус. После высыхания клея места оклейки зачищаются наждачной бумагой до получения ровной поверхности. Готовая рамка окрашивается какой-либо краской.

Защитное стекло передней панели выполняет весьма ответственную роль: оно защищает зрителей от ранений при возможном взрыве кинескопа. Поэтому это стекло должно быть очень крепким. Применять в качестве защитного можно только специальное или толстое (не менее 10 мм) зеркальное стекло. Конструировать корпус без защитного стекла можно лишь в случае применения взрывобезопасных кинескопов 47ЛК1Б, 47ЛК2Б, 59ЛК1Б, 59ЛК2Б.

Ввиду того что во время работы телевизора наружная поверхность кинескопа несет статический заряд, она притягивает к себе много ныли. Поэтому желательно предусмотреть возможность легко снимать защитное стекло, чтобы вытереть экран. Для этой цели можно, например, устанавливать нижний край стекла в канавку, выбранную в корпусе телевизора, а верхний край прижимать выдвижной планкой.

Прежде чем приступить к изготовлению и сборке шасси, нужно проверить компоновку и убедиться в соответствии расположения деталей условиям, описанным в настоящем разделе, а также в отсутствии каких-либо пропусков или ошибок. Для облегчения последующего монтажа телевизора необходимо вычертить принципиальную схему и компоновку твердым карандашом (2Т, ЗТ) на плотной бумаге. Смонтированные участки схемы обводятся на этих чертежах чернилами по соединительным линиям и контурам деталей. Не рекомендуется производить обводку цветными карандашами, так как линии, обведенные такими карандашами, получаются нечеткими и их легко смазать. Еще худшие

результаты дает наложение на чертежи кальки с последующей обводкой по ней. При этом очень легко спутать или пропустить соединения, имеющиеся на

принципиальной схеме.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШАССИ

Наилучшим материалом для изготовления шасси в радиолюбительских условиях является мягкий листовой дюралюминий, также профили (уголки, швеллеры) из этого же металла. Для того чтобы дюралюминиевое шасси имело достаточную жесткость, оно должно быть толщиной 2,5-3 мм. Лишь в том случае, когда за отсутствием дюралю1миния шасси изготовляется из стали, толщина его может быть уменьшена до 1 -1,5 мм. Разметку шасси удобнее всего делать, пользуясь описанным выше картонным макетом. После окончания разметки и обрезки листа по наружному контуру сначала вырезаются отверстия для крупных деталей (трансформаторов, электролитических конденсаторов, ламповых панелей и пр.) и лишь после этого просверливаются мелкие отверстия. Для вырезания крупных отверстий можно использовать обыкновенный лобзик и пилки, применяемые для выпиливания. Пилки должны быть с мелким зубом. При выпиливании отверстий в стальной заготовке пилку и пропил надо смазывать машинным маслом, выпиливание в дюралюминиевой заготовке можно делать без смазки.

Если возникнет необходимость просверлить в шасси отверстие после того, как уже сделана часть монтажа, то для того, чтобы пе повредить установленные детали и соединительные проводники, на сверло нужно надеть полихлорвиниловую трубочку соответствующего диаметра. Сверло должно выходить из трубочки только на толщину шасси.

Сгибание стального шасси (дюралюминий при сгибании ломается) следует производить лишь после того, как вырезаны и просверлены все отверстия.

Когда шасси изготовлено, на нем устанавливаются сначала мелкие и легкие детали: ламповые панели, контактные стойки, монтажные панели и пр. Потом постепенно переходят к установке более крупных и тяже-



лых деталей. Такой порядок почти исключает возможность повре ж д е-ния деталей при установке.

Для облегчения уста-

гр- 1 новки деталей, а также

\ /j монтажа желательно

сделать из дерева прос тейшую монтажную подставку, конструкция которой показана на рис. 109. Наклонная плоскость подставки имеет длину и ширину шасси. Боковые, наклонные планки надо обтянуть сукном или байкой. В остальном конструкция подставки ясна из рисунка н пояснений не требует.


Рис. 109. Простейшая монтажная подставка

Перед началом монтажа необходимо разобрать по маркам и номиналам все мелкие детали (конденсаторы и резисторы). Чтобы не перепутать детали в дальнейшем, желательно разложить их в ящичке с отделениями, который можно сделать из картона. Разобранные детали нужно подготовить к пайке, т. е. зачистить и за лудить и.\ выводные концы. Так же подготовляются лепестки конкретных стоек, ламповых и монтажных панелей. Хотя выводные концы облуживаются или серебрятся на заводах-изготовителях деталей, очень часто эта работа выполняется недостаточно хорошо и полуда или серебрение окисляется, темнеет или покрывается желтым налетом, особенно при длительном хранении. Такие выводы очень трудно поддаются пайке. Дополнительная зачистка и облуживание сберегут много времени при монтаже и предохранят от неприятностей при налаживании из-за плохого контакта в пайках. Следует отметить, что зачистку нужно производить непосредственно перед облуживанием. Если зачистка будет произведена заранее (например, за день), зачищенные места вновь окислятся и работу по зачистке нужно будет производить вновь.

При работах по монтажу для пайки следует применять припои марок ПОС-60 или ПОС-40. Припой ПОС-60 более легкоплавок, но ПОС-40 дешевле и его легче приобрести. В качестве флюса нужно применять канифоль или другие бескислотные вещества. Ни в коем случае нельзя использовать кислоту. Удобнее всего применять канифоль, растворенную в денатурированном или метиловом апирте. При использовании метилового спирта нужно помнить, что это сильный яд, и с ним следует обращаться с особой осторожностью. В качестве растворителя можно применить также и ацетон, беря одну весовую часть канифоли на две части ацетона (или спирта). Может быть также использован канифольный лак, который можно приобрести в хозяйственных магазинах.

Одним из самых совершенных видов припоя является трубчатый припой. Он имеет вид трубочки из припоя, внутренность которой заполнена канифолью. Пайку этим припоем можно вести без применения флюса.

Для соединительных проводов вполне подходят распространенные монтажные провода с полихлорвиниловой изоляцией марок ПМВ, ПМОВ (одножильные), ПМВГ (гибкий), а также экранированные провода МРГПЭ (с резиновой изоляцией),. Соединения с шасси можно выполнять голым медным проводом марки ММ. Все вышеперечисленные провода выпускаются сечением от 0,2 до 0,75 жж. Наиболее подходящим из них для монтажа всех цепей (за исключением накальных) является провод сечением 0,35 мж. Сечение провода для накальных цепей следует подбирать в зависимости от силы тока, протекающего через данный участок цепи, из расчета плотности тока 3-4 а1мм.

Провода ПМВ, ПМОВ, ПМВГ выпускаются с изоляцией из поли.хлорвинила разных цветов. Для лучшего распознавания цепей различного назначения рекомендуется применять при монтаже провода определенных цветов (см. табл. 20).

Перед началом монтажа необходимо, пользуясь рабочей принципиальной схемой и чертежом компоновки, тщательно продумать порядок, в каком будут монтироваться соединительные провода и детали.

Монтаж нужно вести с соблюдением следующих-правил:



1 ... 5 6 7 8 9 10 11 ... 13
© 2004-2024 AVTK.RU. Поддержка сайта: +7 495 7950139 в тональном режиме 271761
Копирование материалов разрешено при условии активной ссылки.
Яндекс.Метрика