Разделы
Публикации
Популярные
Новые

Орфей

Обычно понимание мифа меняется от эпохи к эпохе, но нечто всегда остается общим. Это сюжетная канва, делающая миф одинаково близким для людей, живших в разных странах, с непохожими убеждениями и верой. Так произошло и с древнегреческой историей певца Орфея. Она легко запоминается, но кто из нас поручится, что усвоил ее истинный смысл? Каждое поколение открывает в ней новые черты...

По преданию, Орфей жил во Фракии. Его родителями были речной бог Эагр и старшая из муз Каллиопа, покровительница эпической поэзии. Многие называли его отцом самого Аполлона, бога Солнца1. Поэтому имя Орфея иногда читают как «Арфа» («исцеляющий светом»). Каллиопа обучила сына пению и игре на музыкальных инструментах, из которых самым любимым для него сделалась лира. Орфей постиг назначение каждого пальца («дактиля»), каждого его сустава, извлекающего из лиры ту или иную тональность. Его магическая игра не имела равных ни на небе, ни на земле. Звери, деревья и камни завороженно внимали певцу, а люди попеременно испытывали приливы радости и печали, ярости и нежности, надежды и отчаяния. Вся гамма человеческих чувств, вся гармония Вселенной подчинялась стремительным пальцам Орфея и его мелодичному голосу. Однако сам певец любил лишь единственное существо - нимфу Эвридику (в переводе с греческого: «широкая справедливость»).



Их счастье длилось недолго: весною невеста Орфея, блуждая по зеленому лугу, была укушена ядовитой змеей и погибла. Но «смерть не погашает любовь». Через провал около мыса Тенара певец сошел в подземное царство мертвых, мрачный Аид.

Положившись на силу своего дара, он обратился с жалобной песней к владыке преисподней Плутону и его супруге Персефоне, моля отсрочить смерть Эвридики:

Если же милость судеб в жене мне откажет, отсюда Пусть я и сам не уйду: порадуйтесь смерти обоих.

Души Сизифа, Иксиона и Тантала, терзаемые жесточайшими муками, забыли о них и,сопереживая страданиям Орфея, проливали потоки слез. Умиротворились злобные богини мщения Эринии. Растрогав обитель усопших, певец получил Эвридику обратно, правда, с условием: он должен будет вести тень возлюбленной по бесчисленным подземным переходам не оглядываясь - иначе потеряет ее навсегда.

Но, боясь, чтоб она не отстала, и в жажде увидеть, Полный любви, он взор обратил, и супруга - исчезла!

Двойная смерть Эвридики сразила Орфея. Даже после трехлетнего траура певец оставался безутешным вдовцом, ни одна женщина уже не привлекла его взоров.

Вместе с Ясоном, Гераклом и другими героями Орфей участвовал в плавании корабля «Арго». Несмотря на соединенные силы аргонавтов, вновь построенное судно не спускалось на воду, и только Орфей звуками лиры заставил его войти в море. На обратном пути в Элладу «Арго» проплывал мимо острова коварных Сирен2, привлекавших моряков пением, а затем набрасывавшихся на них. Тогда Орфей стал играть на 4-струнной форминге и перекрыл Сирен своей песней, удержав спутников на корабле.

Когда бог Дионис захватил Фракию, Орфей отказался воздавать ему почести и убеждал фракийских мужей не участвовать в жертвенных убийствах и сопровождавших их разнузданных пиршествах - вакханалиях. Ежеутренне он поднимался на вершину горы, приветствовал рассвет и воспевал Гелиоса, которого называл Аполлоном, величайшим из богов. Разгневанный Дионис наслал на Орфея менад, чьи мужья собирались в храме Аполлона, где тот был жрецом. Дождавшись, когда мужчины войдут, менады захватили оружие, оставленное у дверей, ворвались в святилище и перебили своих мужей. Не так просто оказалось избавиться от Орфея. Пока облаченный в белые льняные одежды жрец играл на лире, камни, стрелы и копья бессильны были причинить ему вред и падали к его стопам. Только подняв дикий гвалт, беспорядочно извлекая звуки из флейт и тимпанов, хлопая в ладоши, стуча и бренча, вакханки сумели заглушить стройное пение. Обезумевшие менады разорвали тело Орфея на части, используя когти и орудия землепашества, которые отобрали у селян по дороге к храму. Осиротевшая природа словно онемела от невыразимой боли: Скорбные птицы, Орфей, зверей опечаленных толпы, Твердые камни, леса, за тобой ходившие следом, Дерево, листья свои потеряв и поникнув главою, -Плакало все о тебе; говорят, что и реки от плача

Взбухли, - писал римский поэт Овидий. Олимпийские боги, прежде несколько опасавшиеся могущества Орфея, видя ужасный конец певца, решили покарать менад, и Дионису удалось сохранить жизнь мужеубийцам, лишь превратив их в дубовую рощу. Продолжавшая петь голова Орфея приплыла к острову Лесбос, где в святилище Диониса потом долго пророчествовала и творила чудеса. Лира, прибившаяся туда же, была по просьбе муз помещена среди созвездий, а сам Лесбос стал впоследствии местом жительства прославленных поэтов Эллады (Алкея, Сапфо). Говорят, что соловьи на месте гибели Орфея щебечут нежней, чем где бы то ни было на земле.



Тень певца снова опустилась в Аид, где воссоединилась с Эвридикой. Греки верили в повторное воплощение душ, поэтому считалось, что из-за печальной смерти от руки вакханок душа Орфея, когда настал ее черед явиться вновь в этом мире, предпочла стать лебедем, нежели родиться от женщины. Подобно знаменитому певцу, лебедь любит лишь один раз, а когда его подруга гибнет - следует за ней...

Античные авторы писали об Орфее как о вполне реальном, жившем на заре греческой цивилизации учителе и жреце (этим, кстати, объясняется молчание о нем Гомера и других ранних сказителей). Лишь за несколько столетий до начала христианской эры он был обожествлен. В молельне римского императора Александра Севера, например, стояли рядом изображения мага и чудотворца Аполлония Тианского, Иисуса Христа, еврейского праотца Авраама и Орфея.

Если внимательно прочесть жизнеописания легендарного поэта, становится ясным, что этот человек определил каноны классического искусства. Именно Орфей, по-видимому, изобрел 7 музыкальных нот, соответствующих семи цветам радуги, главным богам и планетам, которых в древности насчитывали также семь. Он учредил мистерии и проповедовал учение о скрытой сущности вещей, передававшейся через музыку (орфизм). От его имени происходит звание артиста - мастера в нескольких сферах искусства.

Сообщение, что Орфей посетил Египет, некоторые ученые расценивают как доказательство того, что учение орфиков, связанное с культом Солнца, распространялось бежавши-ми оттуда жрецами фараона Эхнатона в XIV веке до н.э. Этот фараон пытался реформировать египетскую религию, введя единого солнечного бога вместо сонма многочисленных божеств, но потерпел неудачу.

Влияние орфических идей проникло во все святилища Греции, упорядочило ее верования, заложило основу национального единства. Духовным центром Эллады стал возникший благодаря Орфею храм Аполлона в Дельфах. Конечно, не каждому были доступны знания орфиков во всей полноте и сложности, но величие архитектуры и статуй, благозвучие музыки и красоту празднеств видели и ощущали все. Душа Орфея стала душой Греции.

История бессмертного певца была заново осмыслена христианами. Ему приписывались гимны, исполнявшиеся ими. Миф об Орфее сопоставлялся с деяниями Спасителя. Картина, где успокоенные хищники окружили играющего Орфея, трактовалась как укрощение Христом страстей человеческих, а сошествие в Аид напоминало победу Сына Божия над адом.

Сюжет со зверями, слушающими вдохновенного поэта, широко распространился в античном искусстве благодаря знаменитому памятнику Орфею на горе Геликон. Рядом с ним, по свидетельству Павсания, стояло олицетворение Совершенства («Телета»). Это изображение в византийском искусстве постепенно стало принадлежностью библейского царя и пророка Давида, сочинителя псалмов. Характер почитания Давида в иудео-христианской традиции был во многом сходен с Орфеем. Перешли к Псалмопевцу арфа и лира, внимающие звери, а также «фригийский» колпак, которым условно обозначали не-эллинов (ведь Орфей был фракийцем, а Давид - израильтянином). Тем не менее, отдельные иконы с «философом» Орфеем создавались православными живописцами еще в XVIII веке. В его стихах находили предсказания о воплощении Христа от Девы Марии.



Для символико-мифологической школы художников XIX - начала XX века обращение к фигуре Орфея приобрело программный оттенок. Почти каждый из них считал своим долгом внести лепту в дальнейшую разработку этой темы. Поющая голова Орфея сближалась с отрубленной главой Иоанна Предтечи, обличителя Зла, но пока еще не победителя его (последним суждено было стать Христу). Герой-посредник между людьми и миром богов, Орфей несет на себе печать неизбывной тоски о гармонии, которой не суждено осуществиться.

...Но так ли уж далека гармония от Земли? И не является ли страшная участь Певца добровольной жертвой ради нее? Ведь отныне лира, лежащая на отмели, звучит сама по себе от плеска волн, перебирающих ее струны. Волнами правят далекие, но всесильные звезды. А голова Орфея, расставшись с бренным телом, по-прежнему продолжает петь.

© 2004-2017 AVTK.RU. Поддержка сайта: +7 495 7950139 в тональном режиме 271761
Копирование материалов разрешено при условии активной ссылки.
Яндекс.Метрика