Разделы
Публикации
Популярные
Новые

О цвете

Наш журнал неоднократно помещал материалы по цветоведению, и каждая публикация вызывала письма читателей, которые просили продолжать рассказы на эту тему.

Ранее мы публиковали японскую книгу «Разноцветный цирк», где авторы по-своему представили систему цвета для детей.

Сегодня мы знакомим вас, дорогие ребята, с главами из книги датского художника Б. Вебера «Эксперименты с цветом», специально переведенной на русский язык для «Юного художника».



Может быть, некоторые суждения датского автора покажутся вам спорными, но ведь каждый специалист имеет свою точку зрения в сложной области цветоведения. Обратите внимание, как взаимосвязаны, в представлении Б. Вебера, цвет и форма в природе и живописи.

Если посмотреть весной на растения в природе, то заметно, что в то время, когда все пробуждается к новой жизни, преобладают выпуклые формы, а цвета светлые и чистые. Взгляните на деревья, и вы поймете, что я имею в виду. В зеленом цвете заметны желтые оттенки, а не синие, на цветущих плодовых деревьях — зачатки желтых, оранжевых, красных и фиолетовых. Мир пробуждается: вскоре после цветения появляются круглые плоды, в земле прорастают круглые семена, а их ростки имеют остроконечные очертания.

Лето отличается многообразием форм. Цвета делаются более насыщенными и темными. Светло-зеленая листва темнеет. Зеленый цвет с разными примесями синего и желтого становится доминирующим. Плоды на фруктовых деревьях пока еще ярко-зеленые с небольшой желтизной.

Осенью все полностью меняется. Зелень, колыхавшаяся летом на ветру, под влиянием первых холодов распадается на множество оттенков, от желто-зеленого, желто-оранжевого, оранжевокрасного до фиолетового. Многие плоды круглые и красные, некоторые переспелые приобретают выгнутую форму, а их цвет уже не красный, а темно-коричневый. Так внешний мир влияет на их черты. То же происходит и с листьями, они деформируются и скручиваются, становятся коричневыми и все больше и больше темнеют. Этот процесс продолжается и зимой.

Язык природы понятен всем людям, ведь они тоже являются частью природы. Все, о чем говорилось, лишь наблюдения за природой, за формами предметов, доступные каждому, стоит только захотеть. Для этого требуются время, энергия и настойчивость, но результат вознаградит ваши усилия.

ЭКСПЕРИМЕНТ С ЖЕЛТЫМ ЦВЕТОМ

Если ясным днем понаблюдать за солнцем, то можно заметить, что в полдень оно похоже на белый диск, немного спустя приобретает желтоватый оттенок, ближе к вечеру желтый цвет сменяется оранжевым, а потом и красным.

Это называется нарастанием (сгущением) цвета и происходит потому, что солнечные лучи темнеют при прохождении через атмосферу. Такое явление называют временным феноменом активного цвета.

Опыт по уплотнению белого цвета до желтого проводится так: на влажном листе бумаги в центре кистью ставится желтая точка, а затем кисть ведется круговыми движениями от центра к краю, так, что постепенно точка в центре становится незаметной. При этом можно слегка разбавлять краску водой. Снаружи остается край белой бумаги. Цвет теперь преобразуется так, что нам кажется, что происходит не размывание цвета от центра к краю, а наоборот — сгущение от краев к желтой точке в середине.

ЭКСПЕРИМЕНТ С СИНИМ ЦВЕТОМ

Если вы ранним утром наблюдали, как на горизонте появляется первый луч солнца, то наверняка запомнили, что цветом, пробившим ночной мрак, был синий.

Он воспринимается как свет, который пронизывает тьму и освещает ее, превращаясь из черного в синий. Это явление называется временным феноменом синего цвета.

Цвета в природе делятся на активные, темные: желтый,оранжевый, красный и пассивные, холодные: фиолетовый, тем-но-синий, синий. Затемнение света дает желтый цвет, освещение тьмы — синий.

Опыт по созданию синего цвета проводится так: на влажном листе бумаги кистью проводится синий круг. Для этого смешиваются голубая и ультрамариновая краски так, чтобы получился насыщенный синий цвет. Потом кисть ведется по кругу, постепенно сужая окружность к центру, одновременно добавляется вода. Центр круга остается почти бесцветным.

Цвета теперь преобразуются так, что переход от светлого пятна в центре к темному кольцу с краю совсем незаметен. По краю темно-синего кольца проводится черное кольцо. Если этот эксперимент удастся, вы как бы почувствуете внутреннее сияние, исходящее из центра.



ЦВЕТОВОЕ КОЛЬЦО Динамичное восхождение или движение цвета, о котором говорилось выше, можно более полно исследовать на опыте: на влажный лист бумаги внизу слева наносится кистью желтая краска, внизу справа — синяя, а над ней — ультрамариновая, над желтым цветом расположена красная киноварь, а за ней — карминная красная.

Затем краски преобразуются следующим образом: кисточка ведется от желтого к киновари, смешивая их, так что получается плавный переход к оранжевому, одновременно надо следить, чтобы линия образовывала начало овала.

Киноварь и кармин соединяются в верхней точке овала. Ультрамарин соединяется с кармин-но-красным так, что напротив желтого на овале появляется фиолетовый. Смешение синего с желтым дает зеленый, который расположен напротив красного. Остатки двух синих красок смешиваются, образуя нейтральный синий, который располагается напротив оранжевого.

Теперь цвета преобразуются так, что места переходов будут незаметны, таким образом достигается равномерная динамика. Овал становится одинаковой ширины во всех точках, одновременно следует стремиться к равной интенсивности цветов.

ОБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Изучая мир цветов, часто задаешься вопросом: насколько возможно объективное исследование в этой области?

Рассмотрим несколько различных примеров, которые можно назвать «объективными опытами». Тем из нас, кто захочет их проделать, следует запастись акварельными красками.

Первые три примера: различно окрашенные предметы — синие, розовые, красные — на зеленом фоне.

Опыт заключается в сопоставлении нарисованных предметов. Из сравнения становится очевидным, что взаимодействие синего и зеленого цветов на первом рисунке и розового и зеленого на втором — различно, а взаимодействие красного и зеленого на третьем рисунке не похоже на первые два примера.

Что же мы наблюдаем при внимательном рассмотрении? Влияние синего цвета на зеленый в первом случае ведет к тому, что предметы как бы отступают в глубь картины, исчезают в глубине. Во втором примере чувствуем, что розовый и зеленый цвета прекрасно уживаются друг с другом. Предметы не движутся ни вперед, ни назад. Никаких пространственных иллюзий не происходит. Совсем иначе обстоит дело в третьем случае, где красный и зеленый цвета активно взаимодействуют. Мы замечаем, что красный цвет не может оставаться в покое, он перемещается, как бы движется навстречу нам.

Если вам удалось это заметить, значит, вы достигли объективных результатов.

В следующих трех примерах исследуемый материал будет совершенно другим. Здесь в каждом рисунке доминирует один цвет. Так, в первом случае предметы и фон выдержаны в синей гамме.

В этом эксперименте поставлены уже другие задачи: попытаемся выяснить особенности каждого из основных цветов.

На синем рисунке предметы можно расположить так, что они будут казаться светлее, чем фон. На желтом — некоторые темнее, чем фон. На красном предметы можно расположить так, что одни будут казаться темнее, а другие светлее основного фона. Сразу следует отметить, что в первом и во втором случаях можно было изобразить как более светлые, так и более темные предметы. Эти требования не являются обязательными для проведения опыта, а лишь желательны.

Когда рисунки готовы, приступим к их сопоставлению и анализу: по излучаемому ими свету можно судить о сути индивидуального восприятия этих цветов.

Для меня, например, синее из лучение имеет оттенок замкну тости, скромности, строгости, желтое пробуждает чувство светлое, радостное, красное — весе лое, проникнутое любовью ко всему живому.

В последующих примерах наблюдаем различные цветовые комбинации: желто-зеленая, красно-синяя, оранжево-синяя. Желто-зеленое сочетание называется нейтральным колоритом, красно-синее — контрастным и оранжево-синее — гармоничным колоритом.



В шестичленном цветовом круге желто-оранжевое, оранжево-красное, красно-фиолетовое, фиолетово-синее, сине-зеленое, зеле-но-желтое будут промежуточными цветовыми сочетаниями.

Желто-красное, красно-синее, сине-желтое, оранжево-фиолетовое, фиолетово-зеленое, зелено-оранжевое будут контрастными сочетаниями цветов, а желто-фиолетовое, красно-зеленое, оранжево-синее сочетания — гармоничными.

В нейтральных сочетаниях трудно отличить цвета, поскольку они растворяются друг в друге. Иное дело контрастные: здесь каждый цвет сохраняет свои особенности, и они легко накладываются один на другой, не поглощая друг друга. Гармоничные цветовые сочетания также называются взаимодополняющими, так как они охватывают весь спектр цветового круга, поэтому композиции с использованием таких сочетаний приобретают монументальные черты.

Когда художник подбирает цвета для выражения какой-либо темы, он должен знать о различиях между нейтральными, контрастными и гармоничными цветовыми сочетаниями.

© 2004-2017 AVTK.RU. Поддержка сайта: +7 495 7950139 в тональном режиме 271761
Копирование материалов разрешено при условии активной ссылки.
Яндекс.Метрика