Разделы
Публикации
Популярные
Новые

Краски, которые дружат

Я художником родился, не на шутку рассердился — все цвета мне надоели... кроме основных. Припомним, какие это цвета? Ну, конечно, — красный, синий, желтый. Сегодня мы будем рисовать этими красками. Изобразим горы!

Смочим лист бумаги водой; дождемся, когда она впитается; возьмем мягкую кисточку, акварельные краски и начнем. Небо у нас будет синим, а гряда гор — желтого цвета. Не забывайте чаще обмакивать кисточку в стакан с «живой» водой. Если на границе синего и желтого у вас образовались потеки, не беда, отожмите кисточку досуха и осторожно вберите «лужицы» зеленого цвета.



А теперь пофантазируем! Представим закат в горах. Солнце — раскаленно-красное. Оно озаряет все вокруг своим горячим светом. «Бросаем» на пейзаж закатный свет солнца — окрашиваем небо и горы красным цветом и... получаем необычайно сильный живописный эффект, основанный на звучании оранжевого и фиолетового. Посмотри, какие необыкновенные изменения произошли с твоим рисунком! Чудо преображения свершается прямо на глазах, на листе бумаги. Совсем исчез желтый и синий цвет, зато появились причудливые разливы оранжевого, фиолетового. Даже подсыхая, рисунок все еще продолжает удивлять движением, вплавлением, живописной игрой цвета. Такое впечатление, будто происходит формообразование земли и гор. И творец этого замечательного фантастического пейзажа — ты сам.

Оранжевый и фиолетовый называют дополнительными цветами. Положенные рядом, они усиливают друг друга, вызывая эффект свечения, полыхания цвета.

Мы знаем это из своего житейского опыта. Если у вашей мамы фиолетовое платье, то какой шарф вы ей подберете, чтобы цвета одежд «зажглись», «воспламенились»? Правильно, оранжевый.

Если ты затруднился с ответом, вырежи несколько одинаковых лимонов из желтой бумаги, разложи их на квадратах разноцветной бумаги, отойди на несколько шагов и посмотри издали. Цвет лимонов покажется тебе неодинаковым — то вроде бы ярче, то теплее, то холоднее, то зеленее... Но особенно пронзительно он звучит на сине-фиолетовом фоне, не правда ли? Здесь лимон приобретает прямо-таки дерзкую яркость цвета.

Художники прекрасно знают свойства дополнительных цветов и умело ими пользуются при написании своих полотен.



Посмотрим на картину Н.К.Рериха «Ждущая». Заметим, что Рерих был не только художником, но ученым-археологом, поэтом, философом. Он много путешествовал. Особенное таинственное влечение художник испытывал к горам Индии. Торжественно и тихо. Яркая феерия заката. Волшебно светящееся небо и лиловая гряда скалистых гор в лучах заходящего солнца завораживают так, как огонь, горящий в камине, — хочется смотреть и смотреть... Картина как бы наполнена светом. Мы уже упоминали, что у художника нет специальной «солнечной» краски.

Каким же образом Н.Рериху удалось передать огненный закат, светозарность? Какие цвета преобладают в картине?

Оранжевый, желтый, лилово-розовый...

Свет создается контрастами дополнительных цветов. Рядом с фиолетовым золотисто-оранже-вый кажется раскаленным. Ярко разгораясь, он как бы плавит все пространство неба и земли. Природа предстает здесь очищенной от мелочей. Небо, горы, вода, человек — словно образ мироздания. Застывший в своем безмолвии пейзаж рождает ощущение космичности. Так могла выглядеть земли много тысяч лет назад, и так она выглядит и сейчас. Н.К.Рерих писал: «Везде что-то было. Каждое место полно минувшего».

Постарайся вглядеться в картину, ощутить тишину — и тогда ты соприкоснешься с вечностью.

Ощущение вечности, древности земли и природы можно почувствовать и в картине М.С.Сарьяна «Финиковая пальма».

Но прежде представь, что тебя попросили изобразить Африку. Что бы ты нарисовал? Наверное, песчаные барханы, верблюдов, пальмы... Это особые признаки-знаки, отличающие пустыню, как бы символы Африки. У Сарьяна — пальма, верблюд, ослик, глинобитные домики создают образ Востока. Так было издревле, так и поныне. Мгновенное и вечное здесь слились воедино.

Пальма, наслаждающаяся зноем, царственная и величественная, широко раскинувшая свои зеленые ветви — главный герой картины. Беспощадно палит солнце. Все во власти жары. Не хочется двигаться. Люди в изнеможении пережидают пекло. Дремотный покой. Восток не торопится, не спешит...



И опять впечатление неумолимо-жгучего солнца достигается усилением,поляризацией цвета: оранжевого и фиолетового. Художник говорил, что на юге господствуют два цвета: «желтый цвет раскаленной земли и холодный синий в коротких тенях, отбрасываемых высоким южным солнцем».

Смотри, как жарко горит оранжевый ствол пальмы, какой горячий песок и теплые охристые стены домов; какое синее небо и густые сине-фиолетовые тени. Сарьян создает красочную формулу Африки.

Нарисуй же и ты «свою» Африку, пустыню, караван верблюдов или, может быть, просто песчаный берег моря или океана и... помечтай о дальних странах.

© 2004-2017 AVTK.RU. Поддержка сайта: +7 495 7950139 в тональном режиме 271761
Копирование материалов разрешено при условии активной ссылки.
Яндекс.Метрика