Разделы
Публикации
Популярные
Новые

Гравюры времен Гусситских войн

Работа М. Вертело, озаглавленная «Pour lhistoire des arts mecaniques et do lartillerie vers le fin du moyen-age» («К истории механического искусства и артиллерии в конце средних веков»), опубликованная в «Annales de Chimie et de Physique», серия шестая, т. XXIV, Париж 1881 г., обратила наше внимание на некоторые рукописи, которые открыли новые точки зрения в анализе старых работ по машиностроению. Вертело говорит:

«При исследовании огневых сооружений у древних и «греческого огня» мне пришлось изучать различные иллюстрированные рукописи по механике и артиллерии, содержавшие интересные документы по истории прикладных наук, особенно механики и артиллерии. Я счел полезным воспроизвести хотя бы некоторую часть этих рисунков фототипией, ибо воспроизведение всего в целом потребовало бы слишком больших затрат. Были взяты почти все рисунки, относящиеся к артиллерии. Одна рукопись находится в королевской библиотеке в Мюнхене. Директор библиотеки Лаубманн обратил на нее мое внимание и прислал ее мне. Она составлена из двух рукописей — одной немецкой и одной итальянской, которые ничего не имеют между собою общего, кроме переплета.



I. Первая тетрадь, которую я обозначаю «I», имеет 48 листов размером 220 х 320 мм, которые покрыты с обеих сторон рисунками аппаратов. (В дальнейшем изложении означает переднюю сторону листа, R — заднюю). Рисунки несколько грубы, но точны и определенны. Нумерация листов идет подряд без пропусков или вставок. К некоторым рисункам имеются примечания на старонемецком языке. Там упоминаются Мюнхен и Нюренберг и гусситский военный лагерь из повозок — как относящиеся к одному периоду, отсюда следует, что рисунки относятся примерно к 1430 г., ибо Жижка, который пользовался этими приборами, умер в 1424 г., а табориты погибли в 1434 г. Там также идет речь об одном историческом событии (осада 3ала Архингером фон-Зейнсгеймом), которое, согласно карандашной заметке, произошло в сентябре 1421 г Имя автора неизвестно.

II. Вторая тетрадь примерно втрое больше по объему. Размер листов 220 х X 300 мм. Нумерация несколько раз корректировалась; по-видимому, в различное время производились изменения и исправления. Как можно думать, мы имеем дело с книжкой записей и рисунков итальянского инженера, содержащей наброски всевозможных механических и военных конструкций, а не с ученым произведением, каковым является относящийся к тому же времени трактат Роберта Вальтурия «De re militari», напечатанный в 1472 г. в Вероне и несколько раз переиздававшийся в течение XV-XVI вв.; и от которого сохранилась рукопись, относящаяся к середине XV в. Некоторые рисунки выполнены хорошо, некоторые же представляют собой лишь наброски на бумаге с краткими или обстоятельными примечаниями на латинском или итальянском языках. Некоторые из них, которые я целиком воспроизвел, датированы 1438 и 1441 гг., на них также указан автор рисунков — Мариан Якоб из Сиены, а также многие его современники из этого же города.

Имя имеет громадное значение. На самом деле, мюнхенская рукопись, по видимому, была лишь черновиком или записной книжкой, при помощи которых рукопись была составлена в Венеции. Мариан Якоб, названный Таккола, пользовался большой известностью в XV в. Он был изобретатель и современники прозвали его Сиенским Архимедом. Многие его рисунки являются, несомненно, невыполненными проектами, но носят практический характер. Во всяком случае мюнхенская рукопись — дело его рук и напоминает в этом отношении знаменитые эскизы Леонардо да Винчи, которые в настоящее время издаются Равессоном. ». Ввиду того, что изданные фототипии охватывают, главным-образом, артиллерийские эскизы, то надо полагать, что названная рукопись содержала еще другие рисунки, которые, быть может, представляли бы еще больший интерес, чем -Выбранные Вертело. При просмотре рукописи в Королевской дворцовой и государственной библиотеке в Мюнхене эти наши предположения вполне подтвердились, а именно: обнаружился еще целый ряд эскизов, из которых мы некоторые обобрали и воспроизводим здесь в уменьшенном размере.

В первой тетради находятся:

Рис. 64 (лист 2 V оригинала). Поворотный кран, у которого горизонтальный канатный барабан приводится непосредственно двумя ручными маховичками и сила тяги которых удваивается рабочим блоком. Уже Герон Старший Александрийский говорил: «Для подъема грузов вверх строят одно ножные, двуножные или трех ножные машины»(см. стр. 3& нашего очерка о Паппе). Витрувий в своей работе «De architectura» говорит лишь Об одно ножных и двуножных кранах, ибо трех ножные и четырех ножные менее подходят для строительных целей. Из описания Витрувия двуножного крана явствует, что у треножных кранов римлян и греков три ножки делались из трех брусьев равной длины и соединялись сверху, в то время как здесь обе ножки па; половине высоты соединяются железным башмаком и отсюда кверху идет уже лишь один брус.

Рис. 66 (лист 3 V). Четырехножный кран, у которого две ноги также соединяются на половине высоты железным башмаком. Груз висит на тройном полиспасте (trispastos), причем концы каната захватываются прикрепленным к ножке крана двойным полиспастом. Конец каната этого последнего наматывается на горизонтальный вал ворота.

Рис. 67 (лист ЗВ). Двойной поворотный кран с двумя вращающимися подкрановыми балками, между которыми на вал ворота насажен вертикальный канатный барабан. Средняя часть тягового каната несколько раз обернута вокруг канатного барабана; каждый конец идет отсюда к направляющему ролику у подножья подкрановой колонки, затем через второй ролик на верхнем конце колонки и через третий на конце поперечины или выпускной балки. Обе подкрановые колонки на рисунке установлены слишком близко друг к другу, ибо надо, чтобы коромысла ворота проходили между ними. К этому рисунку имеется следующее примечание:

«Это—нюренбергский подъемник с двумя ящиками, из которых один идет вверх, а другой вниз, для земляных работ. Он приводится двумя лошадьми».

Рис. 68 (лист 38 V). Простой поворотный кран подобной конструкции, на которого у ворот установлен под краном.

Рис. 69 (лист 4К). Примечание к этой машине гласит следующее:

«Это подъемник, которым разбирают башни или другие строения. Один ковш идет вниз, другой — вверх».

Эта машина служит, следовательно, не для подъема, а лишь для спуска грузов, причем главная задача здесь сводится к избежанию слишком быстрого хода и обеспечению тормозной задержки. Вокруг горизонтального барабана обвивается канат, концы которого идут через направляющий ролик и несут ковши для захвата опускаемого груза. Зубчатое колесо, крепко соединенное с этим барабаном, захватывает шестерню, прикрепленную к горизонтальному валу. На правом конце его насажено крыло ветрянки наподобие тех, которые применяются и теперь для избежания слишком быстрого хода боевых механизмов часов. Кроме того, слева на валу зубчатой передачи прикреплен канатный барабан, служащий тормозным колесом или диском, на нем уложен канат, оба конца которого внизу прикреплены к грузу. На этом грузе висит клеть пли второй груз в форме ящика, чтобы удобнее было его захватить и в случае необходимости еще сильнее натянуть тормозной канат. Позади станины машины помещается косой рычаг, левый вышестоящий конец которого захватывает позади тормозного диска тормозной канат; к правому же нижнему концу рычага прикреплена сигнальная веревка. При натяжении этой последней тормозной канат несколько поднимается с тормозного диска и груз опускается. Если же отпустить веревку, то трение тормозного каната на тормозном диске увеличивается и машина останавливается. Чрезвычайно интересно, что здесь уже применен правильный принцип—дать полное действие тормозу, когда рабочий отпускает веревку на рычаге управления, и дать машине работать лишь до тех пор, пока рабочий держит веревку для управления в руке.

Рис. 70 (лист 9F). Винтовой домкрат для подъема ствола орудия. Деревянный винт, на котором висит орудие, свободно проходит через доску и попадает в гаечную нарезку, вырезанную в толстой доске, лежащей на поверхности стола. На конце этой доски прикреплены крепкие железные стержни, нижние концы: которых держит рабочий, и с ними обходят вокруг стола, чтобы завернуть или отпустить винт. Висящее на винте орудие—одна из старых бомбард, которые заряжались большими каменными ядрами. Задняя часть, образующая пороховую- камеру и снабженная запальным отверстием, значительно меньшего диаметра, чем передняя часть, в которой находились большие ядра. Железные ядра появились лишь в конце XV в. (см. стр. 73 нашего очерка о Бирингуччо). Рисунки винтовых домкратов такого же рода и для тех же целей находятся и в работах Лорини (1597 г.).

Рис. 71 (лист 18 V). Мельничный постав с ручным приводом. Примечание гласит:

«Кто хочет построить мельницу, должен взять две железных балки и придать железу указанную на рисунке форму. Вверху и внизу они должны быть стальными. Подошва, куда вставляется балка, тоже должна быть из стали, а жернова шириной в три фута; для хорошего помола надо сильно натягивать жернова веревками, каждую помощью двух рабочих».

Ввиду того, что здесь речь идет о двух шатунах или натяжных стержнях, то эта мельница отличается от описанной в нашем очерке о Рамелли лишь тем, что здесь натяжной стержень непосредственно захватывается рабочим, а там он соединен еще с ручкой. У Рамелли, кроме того,—двойное веретено жернова, здесь же простое изогнутое.

Рис. 72 (лист 42 V) изображает схожую мельницу. Жернова изображены горизонтальной проекции, а нижняя часть мельницы сбоку. На веретене жернова насажена крестовина с подвешенными маховыми грузами, подобные часто встречаются на маховиках в «Художественных рисунках всякого рода водяных,; ручных и конных мельниц» Якоба де Страда из Росберга (Франкфурт-на- Майне 1618 и 1629 гг.), откуда они перешли в беклеровский «Theatrum» (Пюренберг 1661 г.), содержащий вообще лишь ОТТИСКИ гравюр Страда, Ранмелли и других. Из имеющихся здесь рисунков явствует, что такие подвешенные, маховые грузы употреблялись еще за 200 лет до появления работы де Страда и в его время были уже устаревшим приспособлением.

Рис. 73. Мельница с ручным приводом и валом зубчатой передачи, на котором насажена крестовина с маховым крючкообразным грузом и цапфой вводимой в движение помощью стержня, нарисованного над крестовиной.

В целях обеспечения вращения вал должен помещаться над концевой опорой, а крестовина с маховым грузом на противоположном конце вала, что не предусмотрено чертежом. К этому рисунку имеется следующее примечание:

«Для этой мельницы. надо сделать станину длиной в 4 фута и 8 футов шириной [станина должна быть боль] ше 8 футов], а колотушку насадить на вал. Протиг середины вала должно помещаться гребенчатое колесо высотой в 4 фута с 52 насаженными зубьями и его зубчатый перебор с 6 цевка-ми, а поперечина и веретено жернова такие же, как и у всех других жерновов. Верхний жернов должен быть длиной в 3 футд., шириной в руку и толщиной в полфута, так что это будет очень мощная мельница, которая перемалывает вдвое больше, чем ручейная мельница». Для понимания трех следующих рисунков необходимо проникнуться и, освоиться с детским способом изложения автора.

Рис. 74 (лист 21 В). Мельница с ручным приводом и своеобразным механизмом движения. При этом следующее примечание: Отсюда следует, что для приведения мельницы в движение надо тянуть за канаты наподобие колокольных веревок. Поэтому надо полагать, что изображенная в нижней части рисунка лежащая в горизонтальном положении подпорка, Состоящая из одного столба и лежащих сверху и снизу поперечин, вертикально, поставлена перед дважды выгнутым валом зубчатой передачи; при этом оба стержня,. к концам которых прикреплены канаты, лежат на верхней балке и каким- то образом препятствуют боковому сдвигу, в остальном же движутся свободно. Если же тянуть попеременно за оба каната, как за колокольные веревки, то головы поршневого стержня, соединенные с кривошипом, описывают круги, стержни, продвигаются взад и вперед по верхней поперечине опоры и их концы, к которым прикреплены канаты, описывают своеобразные кривые, которые не подлежат здесь более детальному рассмотрению. Согласно Рело этот механизм можно считать качающимся или колеблющимся кривошипом с кулисой, у которого Золотник отсутствует, а направляющий стержень лишь динамически связан с неподвижной частью.

Рис. 75 (лист 22V). Жерновая мельница с конным приводом, у которой двойная зубчатая колесная передача помещается в шахте под поверхностью, на которой движутся лошади и лежат жернова. Каменная кладка-шахты и зубчатые колеса помещены в горизонтальной проекции рисунка, мельница же изображена сбоку (Лист 22 В). Два мельничных, постава, приводимые одновременно конным приводом и двойной передачей конических зубчатых колес. В остальном устройство и ошибки чертежа те же, что и в предыдущем рисунке.

Рис. 77 (лист47 V). Внешний вид ветряной мельницы, так называемая немецкая ветряная мельница или козловая мельница с подъемниками для мешков.

Рис. 78 и 79(листы 197 И 19R) изображают еще два различных внутренних устройства таких ветряных мельниц. Рис. 78 воспроизводит небольшую ветряную мельницу с простой, а рис. 79 — большую мельницу с двойной передачей коническими зубчатыми колесами.

Рис. 80 (диет 23 V) изображает водяную мельницу с двумя поставами, которые приводятся одним общим водяным колесом. Оба мельничных постава с зубчатой колесной передачей, которые должны быть установлены друг за другом, на рисунке (вид сбоку) по наивному способу изображения автора нарисованы друг над другом, а рабочий вал водяного колеса с главным зубчатым колесом—между ними. Очень интересно отметить, что уже в начале XV в. приводили два мельничных постава одним двигателем.

Рис. 81 (лист 18 Е). Жерновая мельница с приводом от горизонтального водяного колеса, который, повидимому, не является водяным колесом с ковшами и напоминает конструкцию, описанную Белидором в его «Architectura hydraulica», в качестве рабочего колеса мельницы «Базакля» в Тулузе.

Рис. 82 (лист 10 R). Толчейный стан для ручного привода. При этом замечание:

«Это толчейный стан, которым растирают порох, и песты опускаются в отверстие один за другим».

Впоследствии Вирингуччо, говоря о размалывании пороха, писал:

«Некоторые лица, лишенные возможности пользоваться силой воды, делают это при помощи большого колеса, которое устроено так, что оно поднимает несколько дубовых пестов, которые, падая, ударяют в деревянные ступки, выдолбленные в дубовой балке. В некоторых ступках делают днища из бронзы».

Конечно, этому описанию больше соответствует рис. 83 (лист 17 V), ибо здесь молотообразные пестики бьют каждый в одну деревянную ступку, которые выдолблены все водном бревне. К этому рисунку в оригинале сделано следующее примечание:

«Толчейный стан, которым измельчают зерно, если нет мельницы, ибо его приводит один человек у колеса. Один пестик поднимается вверх, а другой вниз и т. д».

Это, однако, не исключает возможности использования этих толчейных ставов для размалывания пороха.

Рис. 84 (лист 15 V). Сверлильный станок для просверливания деревянных насосных труб. При этом примечание:

«Это —станок для сверления труб; в Нюренберге такой станок просверливает в день 15 труб, из которых каждая в 18 футов длиной. Эти трубы используют в колодцах и т. д. ».

Поскольку видно на рисунке, этот станок состоял из деревянной рамы со сверлильным шпинделем, вращающейся помощью ручного маховичка. Рассверливаемая труба прикреплялась к зубчатой рейке, которая продвигалась по оси помощью зубчатки с ручкой в форме листа лилии, помещенной под рамой.

Рис. 85 (лист 36 Я) изображает, по нашему мнению, земляной бур для углубления шахты.

Рис. 86 (лист SF)—-незаконченный эскиз механического копра. Канат с крючками, на котором подвешена баба копра, проходит через направляющий ролик, установленный вверху станины, и затем спускается к горизонтальному валу ворота; на обоих концах этого вала насажены колеса, из которых переднее является ходовым колесом, а заднее—махович-ком. Во второй тетради рассматриваемой рукописи имеются беглые наброски гораздо более совершенного механического копра который будет рассмотрен ниже. Этот механический копер примерно на 140 лет старше Бессоном изображенного и на 280 лет старше приведенного Рюльманном в его «Allgemeine Mascliinenlehre», т. IV, стр. 235, взятого им из «Парижских мемуаров» 1707 г.



Рис. 87 (лист 13 V) изображает кожаный надутый воздухом плавательный пояс, а налево—две веревочные лестницы с крючками для подъема кверху на судно или на берег. В оригинале справа внизу изображена еще пара ботинок с тяжелыми подошвами, которые носят пловцы, чтобы ноги опускались вниз и голова поднималась вверх. В сочинении Роберта Вальтурия «De re militari» изображены пловцы с такими поясами, которые также приводятся па табл. 39 «Machinae novae» Фауста Верантия (около 1628 г.).

-з Рис. 88 (лист 14 V) изображает водолаза с водолазным шлемом на дне моря или реки. В нашем очерке о Леонардода Винчи мы вместе с д-ром Германом Гроте рассматривали водолазный шлем как конструкцию, принадлежащую Леонардо, прилагаемый же здесь чертежик указывает, однако, на то, что такие водолазные шлемы были уже известны ранее.

Лодка, движущаяся помощью гребного колеса. При этом следующее примечание:

«Это судно, идущее по тихим водам; оно имеет колеса с лопастями. На нем работает команда из 4 человек, двое сзади и двое спереди. Это судно поднимает 20 вооруженных и 4 человека команды, которая его приводит в движение. Колесо с лопастями уходит в воду, и внутри (на судне) каждое такое колесо имеет кривошип или рукоятку, которые вращаются внутри судна. Так можно передвигаться по воде взад и вперед. Судно должно быть крытое, чтобы люди не были видны, спереди должен быть устроен стальной нос, а с каждой стороны по добавочному острию и орудие. Это есть военное судно, причем каталонские суда этого рода превосходят все остальные».

В неоднократно цитированной работе Роберта Вальтурия, книга 10, глава 4, стр. 314 и 315, имеются следующие рисунки: 1) лодка с одной парой гребных колес; 2) судно с пятью парами гребных колес; 3) лодка, разбирающаяся на 6 ящикообразных частей с обыкновенными веслами 4) судно, разбирающееся на две цилиндрические и две нараболоидные части, закрытые со всех сторон, предназначенное, по видимому, большей частью корпуса уходить под воду. Сбоку приделаны два гребных колеса, которые совершенно не могли бы работать под водой.

Рис. 90 (лист 23 В). Шлифовальный станок для «гранения драгоценных камней». При этом примечание:

«Это—полировальный станок наподобие тех, которыми пользуются большие мастера в Венеции для шлифовки всякого рода камней. Для этого требуется три диска (круга): первый — свинцовый, второй — оловянный, а третий — медный».

Из остальной части первой тетради рассматриваемой рукописи мы приводим, еще только два примечания, из которых можно заключить, что эта тетрадь относится к периоду гусситских войн. Первое примечание на листе 16 В под рисунком подвижного щита для бомбарды гласит следующее:

«Этот щит применялся Архингером под Заацем. За ним могут в безусловной безопасности поместиться по крайней мере 100 человек. Ворот вращается внутри и, когда подходят к городу, то снимают щит и стреляют, затем его снова опускают; снова повертывают ворот, щит отходит от города и люди стоят позади в безопасности».

Второе примечание помещено на листе 23 под рисунком, изображающим повозку, которая кругом обшита палисадами и которая, несомненно, тоже может двигаться путем вращения ворота внутри тележки. Оно гласит:

«Это—гусситская военная повозка, на которой сражаются» гусситы.

Из первой заметки следует, что осада Зааца Архингером фон-Зейнсгеймом, происходившая в сентябре 1421 г., предшествует написанию этого примечания, а ввиду того, что во второй заметке глагол «сражаться» употреблен в настоящем времени, можно заключить, что бои гусситов еще не закончились во время написания этого второго примечания. Что касается второй тетради этой рукописи, то примечания, дающие указания на дату и автора их, сводятся к следующему.

На листе 70—73 под рисунком бомбарды на вьючном животном написано: )

«Третьего сентября 1438 г. я показал эту бомбарду Даниэлю Николаусу Романельтис из Сиены».

На листе 79—82V написано:

«Господин Мариан Сцицун из Сины видел все эти вещи 8 декабря в его доме.—9 декабря 1438 г. я показал господину Петро Де-Михеглис из Сиены чертеж бомбарды с буссолью, линейкой и винтом, на что он сказал, что хочет немедленно посоветоваться со служащим Франческо Пиччини». v На листе 98—96 V, наконец, написано:

«1441.—Господин Антониус Кателонус, священник города Тортоза, видел эти рисунки 15 августа и свиток, на котором были нарисованы, мною, Мариа- ном Якобом из Сиены, машины и древние метательные орудия».

Из этой тетради следует отметить следующие сохранившиеся рисунки.

Рис. 92 (лист22 В). Винтовой домкрат для подъема орудий, который отличается от изображенного на рис. 7о лишь тем, что здесь вращается винт, а там гайка,.

Рис. 93 (лист 21V). Двойной подъемник с непосредственным конным приводом. Станина укрепляется, как в древнеримских прессах, не путем прикрепления К фундаменту, а каменной нагрузкой.

Рис. 94 (лист 4F). Поворотный кран простейшего вида для нагрузки и разгрузки судов. Он состоит из неподвижной стойки с вертикальными цапфами в верхнем конце и установленного сверху горизонтального рычага. Диаметр сверления в рычаге больше, чем цапфы, но меньше диаметра верхнего конца стойки, и потому рычаг опирается на этот последний и может вращаться вокруг вертикальной цапфы и его концы могут в определенных пределах расйачиваться вверх и вниз. К противоположному от груза концу рычага прикреплен ящик, который можно наполнять камнями, чтобы частично или целиком уравновесить груз. Направо от крана на небольшом чертеже изображено, как можно достичь той же подвижности рычага, сделав его вращающимся вокруг вертикальной и горизонтальной осей.

Ряс. 96 (лист 31V). Кран для подъема строительных материалов на строящиеся башни и другие здания. Он сконструирован по тому же принципу, что и подвесные машины или так называемые «подъемники», описанные в третьей части § 223 работы Вейсбаха «Ingenieurund Maschinen-Mechanik». Этими машинами или так называемыми «Drops», говорит Вейсбах, в Англии спускают вагонетки, которыми подвозят по железной дороге уголь для погрузки на пароходы; следовательно, и этот принцип очень стар.

Рис. 97 (лист 74-6) изображает конструкцию подъемного эксцентрика того времени. Насколько можно судить из приведенного рисунка, правило конструкции было таково: Опиши окружность кулачного вала и периметр круга, который., perpetuum mobile, должен описать крайний пункт эксцентрика для достижения требуемого подъема. Проведи радиус, раздели тот его отрезок, который находится между обоими кругами, на три части и проведи через точку ближайшего к валу деления концентрический вспомогательный круг. Раздели этот дополнительный круг на шесть частей и опиши из точек деления радиусом дополнительного круга дуги между первым и вторым кругами, каковые кривые и дадут рабочие поверхности подъемного эксцентрика.

Рис. 98 (лист 58 V). Perpetuum mobile. В очерке о Рамелли мы пишем: «Многократно пытались привести в постоянное движение колесо путем приделки грузов, которые на одной стороне вертикальной плоскости помощью продвижения пли переворачивания рычага, к которому грузы прикреплены, отодвигались и снова придвигались бы с другой стороны средней вертикальной линии колеса. На этом ошибочном принципе основана также рамеллиевская конструкция черпачного колеса на листе 43».—Эскиз такого колеса, которое должно при поворачивании рычага прийти в постоянное движение, имеется уже здесь в этом рисунке начала XV в.

Рис. 99 (лист 124—134 В). Компактная конструкция толчейного стана. Кулаки вала лежат непосредственно на пестике, в котором проделана прорезь; через нее проходит кулак при своем вращении. Вверху этой прорези устроен антифрикционный ролик, на который давит кулак, вследствие чего пестик поднимается.

Рис. 100 (лист 36—26 F). Винтовой подъемник для вертикального вала, например, для ствола жернова.

Рис. 101 (лист 86—87 F). Колодец с журавлем, с двумя ковшами, с приводом горизонтальным ветряным колесом. Ввиду того, что крылья неподвижны и колесо поэтому не может вращаться, если оно выставлено на ветер, то надо полагать, что одна половина его должна быть защищена от ветра щитом, как в горизонтальном ветряном колесе Бессона. И так как в колодце с журавлем с двумя ковшами один постоянно идет вверх, а другой—вниз и поэтому совершенно необходимо, изменение направления механизма, то и щит должен перестанавливаться.



Рис. 104 (лист 58 Л). Не всасывающий насос с плунжером для небольшой высоты подъема, рисунки которых часто встречаются в старых сочинениях. Корпус насоса своей нижней частью находится под водой; в дне его или в боковых стенках непосредственно над ним устроены один или несколько вентилей, открывающихся внутрь, и на некотором расстоянии от верхнего края — сточная труба. Поршень плунжера примыкает к корпусу насоса, между их боковыми стенками остается лишь узкое пространство. Если поднять рычаг над поршнем, то вода автоматически проникает в корпус насоса до тех пор. пока ее уровень находящийся внутри не сравняется с внешним. Если затем поршень опустить, то вентили закрываются, вода нижней части насосного корпуса будет вытесняться, а в промежутке между боковыми стенками насосного корпуса и поршня она будет вытесняться вверх до тех пор, пока не начнет вытекать через сточную трубу или через край корпуса насоса. В лучших конструкциях этого рода верхняя часть корпуса насоса помещается в чашеобразном сосуде, в который собирается вода, вытекающая через край корпуса насоса, и к которому присоединяется сточная труба, в то время как на прилагаемом рисунке вода, вытекающая через край корпуса насоса, пропадает зря.

Рис. 105 (лист 31 R). Пара насосов для мехов в виде обыкновенных кузнечных воздуходувных мехов и с приводом, аналогичным описанным Бирингуччо мехам для литейных воздуходувок (рис. 117, стр. 75).

Рис. 106 (лист 55 Г). Качающиеся желоба для подачи воды на небольшую высоту.

Рис. 107 (лист 25—30 R). Пара кузнечных воздуходувных мехов с приводом верхнебойным водяным колесом, подобно описанным Бирингуччо. В нашем очерке, посвященном Леонардо да Винчи, при рассмотрении чертежа верхнебойного водяного колеса мы писали: «для увеличения помещений, содержащих воду, лопасти устанавливаются косо, что д-р Гроте считал, по видимому, усовершенствованием Леонардо.

Рис. 108 (лист 87 V) изображает способ приведения в движение плавающего судна вверх по течению реки помощью силы течения воды. Поперек судна кладется вал, к выступающим из судна концам его приделаны лопастные колеса или подливные водяные колеса, которые одной лопастью погружаются в воду. Над тем местом, где находится судно, через реку натянут канат. К нему приделан второй длинный канат, подведенный к судну и несколько раз обвитый вокруг вала водяного колеса. Когда матрос несколько натягивает свободный конец этого каната, то течение реки не может увлечь за собой судна, а вместо этого вращает водяные колеса с валами и направляет судно вверх по течению, если канат обвит в соответствующем направлении вокруг вала. В прилагаемом рисунке это, во всяком случае, не предусмотрено и надо мысленно этот недостаток рисунка исправить. Этот способ достичь того, чтобы судно «само» шло против течения, описывается также в «Novae machinae» Фауста Верантия 1628 г. (проблема 40), но из прилагаемого чертежа видно, что в эпоху Верантия это уже не было nova machina (новшеством), и Верантий приводит, по видимому, принадлежащий ему усовершенствованный способ.

Лист 37—27 V. Подвижной подъемник с большим ступенчатым колесом, подобно изображенному на рис. 52 и 53, стр. 45—46; однако рабочий находится не непосредственно у поперечной тяги, она расположена выше п от нее свисает веревка, которую он держит в руках.

Лист 105—99 R изображает пруд близ моря. Пруд соединяется с морем двумя каналами, которые могут запираться шлюзами. На правом канале, где шлюз ближе к морю, имеется надпись «Introitns» (вход) и примечание: «(вода) поднимается в течение 6 часов и опускается в течение следующих 6 часов (ночью н днем)».

© 2004-2017 AVTK.RU. Поддержка сайта: +7 495 7950139 в тональном режиме 271761
Копирование материалов разрешено при условии активной ссылки.
Яндекс.Метрика